Укрепление здоровья воспитанников является одной из главных задач детских дошкольных учреждений. Выполнение этой задачи происходит не только на занятиях, прогулках, но и тогда, когда планируется гимнастика после сна в детском саду. Проводят ее с соблюдением правил, так как она служит не только для оздоровления, но и для коррекции некоторых физических недостатков воспитанников.
Зачем проводить зарядку после сна
Отдых в дневное время в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) запланирован с учетом его пользы для физического, психического, интеллектуального развития детей. Но после сна не всем удается проснуться активными, готовыми заниматься игровой деятельностью. Чтобы взбодрить ребенка, нужно начать делать зарядку уже в кровати.
Проводят гимнастику для того, чтобы после пробуждения:
- увеличился тонус нервной системы;
- укрепились мышцы и кости;
- предупредить нарушения осанки;
- повысилось настроение.
Если проводится бодрящая гимнастика регулярно, то и дети плавно перейдут от сна к активной деятельности. Настроение у них будет всегда хорошим, без капризов, а психическое состояние не подавленным. Благодаря гимнастике меньше будет конфликтов между детьми.
Когда лучше: до сна или после
До того как уложить детей в детском саду спать, проводят прогулку на свежем воздухе. Необходимо во время нее так организовать деятельность детей, чтобы они были максимально активны. После нее дети обедают и ложатся спать. Если они устали, то заснут быстро.
Поэтому гимнастика перед сном не нужна. Она только приведет к перевозбуждению и нарушит режим дня. А вот зарядиться энергией после сна необходимо. Для этого и проводят физические упражнения в это время.
Как правильно организовать
Так как основная цель гимнастических упражнений состоит в постепенном переходе от сонного состояния к бодрому, то можно использовать в период пробуждения спокойную музыку. Она поднимет настроение, вселит радость в детей. Выполнение упражнений под музыку будет воспитывать чувство ритма, приведет к плавности движений.
Эмоции взрослого, проводящего зарядку, должны быть только положительными. Лучше, когда малыш, просыпаясь, видит улыбку на лице воспитателя, а не злой окрик. Гимнастика после дневного сна проводится в проветренном помещении с температурой воздуха не выше 18 градусов. Достаточно отвести на нее 10-15 минут.
Из каких частей состоит комплекс
Составляют комплекс гимнастики так, чтобы он состоял:
- из разминки лежа в кроватке;
- массажа точечного или зарядки для пальчиков;
- дыхательных и общеукрепляющих упражнений;
- ходьбы по массажным коврикам, ребристой доске;
- обливаний ног контрастной водой.
Кроме общих целей, каждая часть комплекса решает и свои задачи в деле укрепления здоровья детей. Разминку надо проводить, когда дети только проснулись и лежат в постели. В эту часть включают только плавные движения в виде потягиваний, растягиваний мышц конечностей, спины. В течение 2-3 минут у детей проходит сон и они готовы к следующим упражнениям.
Дальше проводится основная часть зарядки. В нее включают общеукрепляющие, дыхательные, корригирующие упражнения. В заключение можно провести с детьми игру с подражанием сказочным персонажам, животным.
Сюжеты подбираются воспитателем с учетом возраста воспитанников. Во второй младшей группе это могут быть имитаций движений зайчика, медведя, лыжника. С детьми постарше разучивают танцевальные движения под ритмическую музыку.
Виды гимнастики
В зависимости от возраста, состояния здоровья после сна проводят разные упражнения, направленные:
- на коррекцию и профилактику плоскостопия, сколиоза;
- развитие правильного дыхания;
- пробуждение после дневного сна;
- улучшение психического и эмоционального настроя.
Можно упор делать только на один вид гимнастики, но часто включают в комплекс все типы упражнений.
Корригирующая гимнастика, ее особенности и методика проведения
Картотека коррекции и предупреждения отклонений в развитии костного и мышечного аппарата детей включает в себя:
- растягивания мышц спины и конечностей;
- перекатывания с одного бока на другой;
- сгибания и разгибания ног в коленях;
- позу кошки доброй и злой;
- прогибания спины лежа на животе.
Выполняют такие упражнения или в постели, или на коврике, постеленном на полу. Дальше оздоровительная гимнастика состоит из комплекса, в который включают сначала упражнения для мышц шеи, затем рук, туловища и ног. В младшей и средней группе надо обыгрывать общеукрепляющий комплекс, чтобы дети старались выполнять зарядку правильно.
Лучше всего проходит гимнастика, когда к упражнениям подбирается соответствующая музыка. При выборе сопровождения стоит обратить внимание на репертуар музыкальных занятий в конкретной возрастной группе. Это могут быть и детские песенки и произведения композиторов Лядовой, Шаинского.
Корригирующая гимнастика проводится с применением массажных ковриков. Это поможет предупредить развитие плоскостопия. Используют и перекатывания стопой карандаша, бутылки, захват ступней предмета. Для профилактики сколиоза следят за осанкой ребенка при выполнении упражнений, во время повседневной деятельности.
Выработка правильного дыхания
Дыхательная гимнастика включает в себя такой комплекс:
- Надуй шарик. После глубокого вдоха воспитанники начинают выдыхать с длительным произнесением звука Ф-Ф-Ф. При этом у них перед грудью руки образуют круг. После хлопка воспитателя, «шарик» сдувается – все приседают, опуская руки, произнося Ш-Ш-Ш.
- Выполняют вдох и выдох сначала через одну ноздрю, зажав другую. Затем проделывают то же со второй. Так дышит Дракон.
- Рычать как лев, резко вдохнув, после наклона быстро выдохнуть.
- Произносить рычание длительно на выдохе.
Роль пальчиковой гимнастики
Советуют включать в зарядку после сна и упражнения для пальцев рук. Особенно необходимы они для воспитанников, посещающих вторую младшую группу и среднюю. В этом возрасте идет активное формирование правильной речи, интеллекта. Рецепторы, расположенные на кистях рук, связаны с внутренними органами.
Массируя каждый пальчик, активизируют и нормализуют работу сердца, печени, желудка. Меняя движения кистей рук, дети под руководством воспитателя строят «крышу», «ворота», «дом». Включают и динамические упражнения, когда показывают, как птичка пьет воду или сидит в гнезде, летит.
Пальчиковую гимнастику проводят с сопровождением стихами, музыкой. Разыгрываются сказочные сюжеты с применением пальцев рук. Так можно инсценировать сказку «Репка» или «Колобок». Используют в гимнастике специальные массажные шарики, мячики. Можно начать зарядку после сна упражнениями с пальцами верхних конечностей.
Сюжетные и музыкальные комплексы
Интересно детьми разыгрываются сказки, включающиеся в зарядку. Для детей младшего возраста можно взять сказку «Теремок». Имитация движений животных и будет зарядкой. Сюжетная гимнастика для воспитанников старшего дошкольного возраста проходит с использованием других произведений.
Обязательно понадобится и музыкальная часть. Здесь можно использовать такие произведения, как симфоническая сказка «Петя и Волк» Прокофьева. Подобрать упражнения надо с учетом особенностей детей. В старшей группе такая гимнастика заинтересует дошкольников. И, кроме задач физического воспитания, будут решаться и эстетические, и творческие.
Процедуры закаливания
После пробуждения и зарядки нужно провести закаливание. В этой части используют в холодное время года обливания ног водой контрастной температуры в помещении. Многие используют протирания шеи, груди, лица холодной водой, а затем мягким полотенцем.
Закаливание проводится только по согласованию с родителями и педиатром. Нельзя обливать ребенка холодной водой, если он часто болеет простудными заболеваниями. Закалка детского организма проходит постепенно. Начинать ее надо в теплое время года. Тогда и зарядка после сна проводится на улице.
Заканчивают ее ходьбой босиком по травке, дорожке из гравия. На начальном этапе закаливания производит обтирания полотенцем или губкой, смоченной в воде. Обтираются по пояс, начиная с головы, шеи, рук, груди и спины. После этого растираются докрасна полотенцем.
Обливают детей водой с температурой в 30 градусов, постепенно снижая до 15. Противопоказаны обливания детям повышенной возбудимостью. Проведение закаливающих процедур хорошо сочетается с физическими упражнениями и полезно после дневного сна.
Зарядку заканчивают закаливающими процедурами
Используемые пособия и предметы
У малышей мир лучше воспринимается наглядно, образно. Поэтому можно приготовить к проведению зарядки слайды, предметные и сюжетные картинки. Мягким игрушкам отдают предпочтение потому, что дети с удовольствием выполняют упражнения, показывая их кукле или мишке. Коврики и ребристые доски вносят разнообразие в комплекс. Можно проводить общеукрепляющую зарядку с применением обруча, скакалки, гимнастической палки.
Интересны комплексы с мячом, кеглями, разноцветными лентами. Как и любой этап режима дня гимнастике нужен анализ. Его проводят обязательно, чтобы выявить, какую пользу здоровью дошкольников она принесла, что необходимо убрать из комплекса, а что включить. В соответствии с проведенным анализом составляют план оздоровительных мероприятий.
Гимнастика в детском саду, кроме утренней, нужна и после дневного сна. Она служит укреплению здоровья воспитанников, улучшению их психического и эмоционального настроя. Включает зарядка несколько этапов, связанных друг с другом и направленным на коррекцию отклонений физического развития детей, предупреждения их.
Видео по теме: